А Вы знаете как расшифровуются TIPS?

Кому, сколько и как давать чаевых, находясь за границей?
Дополнительная оплата качественных услуг существовала во все времена. Постепенно в различных странах сложились негласные тарифы – кому и сколько давать сверх оговоренной цены покупки или оплаты за обслуживание. Зачастую при этом просто округлялась сумма оплаты, чтобы не получать сдачу, которая оставалась расторопному продавцу, официанту, извозчику и т. п.

Сам термин "чаевые" появился в Англии в первой половине XVIII века, связан он, как ни странно, именно с чаем. В этот период в Соединенном королевстве было модно пить чай на специально оборудованных верандах в парках и скверах. Видимо, расторопность официантов и тогда была не на высоте, поэтому на столах появились специальные коробочки с аббревиатурой T.I.P.S. (To Insure Prompt Service) –
"Для оплаты быстрого обслуживания". Намек понятен – хочешь быстро получить горячий ароматный чай – добавь небольшую сумму сверх счета. Вскоре термин "tips", переведенный на русский как "чаевые", прижился и был перенесен на все виды дополнительных оплат в благодарность за услуги. Сложились и традиции – как, кому и сколько давать "на чай".

В консервативной Европе чаевые никогда не были значительными, обычно экономные буржуа "расщедривались" на несколько мелких монеток. Тем разительнее от них отличались богатые россияне, традиционно с показной щедростью раздававшие чаевые. Собственно, этим и сейчас "грешат" некоторые.

Как грамотно давать чаевые?

Для большинства наших соотечественников момент, когда в ресторане все уже съедено и официант принес счет, сопряжен с мучительным раздумьем: сколько же оставить на чай.

За рубежом система чаевых сложилась уже давно, и нарушить ее - значит заслужить молчаливое презрение обслуживающего персонала. В 2000 году Хилари Клинтон позавтракала в ресторане городка Альбион в штате Нью-Йорк, от которого она баллотировалась в сенат США, и не оставила официантке чаевых. Этот случай был подробно описан в газетах, и взволнованные американцы со всех концов страны стали присылать гневные письма в адрес жадной миссис Клинтон, а также денежные переводы для обиженной официантки. Это равнодушие к проблемам бедной девушки, в чьем бюджете чаевые составляли значительную долю, едва не стоило Хилари Клинтон места в сенате. Ей еще долго пришлось убеждать избирателей, что она не имела намерения оскорбить официантку.

На Западе чаевые принято оставлять едва ли не всем людям из числа обслуживающего персонала: барменам, горничным, носильщикам, швейцарам, метрдотелям и таксистам. При этом затраты на чаевые вполне окупаются. Знающий постоялец гостиницы в Европе, к примеру, обязательно будет оставлять каждый день на столике 0,5 -1 евро с тем, чтобы горничная убирала номер с удвоенным рвением и чаще меняла постельное белье и полотенца.

Отдельная история - чаевые официантам. Исторически так сложилось, что именно в кафе и ресторанах граждане оставляют на чай наиболее весомые суммы, привязанные, кроме того, к размеру счета. При этом едва ли не в каждой стране существуют свои особенности и традиции. Перед тем как отправиться в путешествие, их стоит изучить - хотя бы для того, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Точный расчет.
В США официантам принято оставлять на чай довольно большие деньги. Здесь хорошим тоном считаются чаевые вплоть до 25% от стоимости заказа, в зависимости от уровня ресторана и качества обслуживания.

В Америке работает общее правило: чем крупнее и дороже заведение, тем больше нужно оставить на чай. К примеру, в небольших забегаловках и кафе официант вполне удовлетворится 10% от стоимости заказа. Если речь идет о небольшом ресторане - достаточно будет 15%. В хороших заведениях посетителя не поймут, если он добавит к чеку меньше 20-25% от суммы заказа. Эти требования даже зафиксированы в специальном меморандуме Национальной ассоциации ресторанов США. И хотя формально выполнять их необязательно, оставить официанта без чаевых - почти то же самое, что публично дать ему пощечину и выразить не просто недовольство качеством сервиса, а настоящее негодование.

В Японии, напротив, давать на чай вообще запрещено. Японцы считают, что обслуживать по высшему разряду - это их обязанность, и предложение вознаграждения за хорошую работу они воспринимают как оскорбление. Такой же подход к чаевым существует в Австралии. Вне зависимости от того, в большом вы или в маленьком городе находитесь, посещаете ли казино или престижный ночной клуб, чаевые оставлять не стоит. Более того, попытка дать на чай может довольно часто вызвать враждебную реакцию со стороны продавца, официанта или таксиста.

Не слишком обременительны чаевые и в Швейцарии, Голландии и Австрии. Знакомые нашему туристу 10% в этих странах считаются роскошью и даже расточительством. Здесь принято оставлять официантам 3-6%.

В Австрии, кстати, существует совершенно законный способ вообще не платить по счету. Если вы три раза попросили принести вам счет, а официант не отреагировал, вы имеете полное право выйти из заведения, не заплатив ничего. Правда, к большому сожалению, забывчивых официантов в этой стране почти не осталось.

В скандинавских (Швеция, Дания, Норвегия) ресторанах чаевые (7-10%) почти всегда включают в сумму счета. Поэтому дополнительных вложений там от посетителей не ожидают, хотя, конечно, не обидятся, если вы оставите несколько монеток.

Самой же дорогой из европейских стран в смысле чаевых считается Франция. Чаевые по-французски называются «пурбуар» (pourboire - буквально: «чтобы попить»). В большинстве кафе и ресторанов пурбуар включают в счет: там есть строка service compris («включенное обслуживание») - 15-16% от суммы заказа. Кроме того, во Франции принято оставлять дополнительно 0,5-1 евро. Их кладут в круглую тарелочку, на которой официант приносит счет. Интересно, кстати, что на юге Франции официанты вообще не получают жалованья за свою работу и живут исключительно на подношения клиентов.

В Германии чаевые в порядке вещей, хотя они нигде не являются обязательными. Ни официант, ни таксист, ни парикмахер в дополнительной «мзде» не нуждаются: их услуги включены в основной счет и составляют примерно 5-10%. Здесь, кстати, не редкость, когда в кафе постоянного клиента (им можно стать уже с третьего раза) провожают бесплатной рюмочкой «на посошок».

В Тунисе и Египте теоретически можно не платить чаевых вообще - стоимость обслуживания включена в счет. Однако большинство туристов все же оставляют около 5-10%: редкий человек способен выстоять под пристальным взглядом местной обслуги, ожидающей дополнительного вознаграждения. В Израиле хватит 10%, но в большинстве других близлежащих стран обрадуются и 6-7%; в Болгарии, Венгрии и Словении удовлетворятся и 5%. В Турции хорошим тоном считаются 7-10%.

В Италии чаевые входят в счет и отмечаются специальным выражением servizio e coperto («обслуживание и сервировка») - от 5% до 10% от суммы заказа. На такой же размер вознаграждения рассчитывают португальские и испанские официанты, однако здесь чаевые в счет не включают.

В Греции с чаевыми чуть строже. Здесь «обязательный» взнос составляет 10% от стоимости заказа. По-гречески, кстати, чаевые называются «филодорима», в переводе - «дружеский подарок».


В подавляющем большинстве случаев чаевые – не обязанность, а именно благодарность за качественное обслуживание. Если официант обслуживает вас небрежно и медленно, а стол не отличается необходимой чистотой, со спокойной совестью заплатите строго по счету, а при необходимости попросите сдачу. Если же решите кого-то отблагодарить, пользуйтесь основным правилом – не давать слишком мало, это может обидеть человека, и не давать слишком много – вы всего лишь благодарите за оказанную услугу, и сумма должна быть ей адекватна.

Чтобы не попасть в не удобное положение, по приезду в новое для вас место поинтересуйтесь у встречающих, гида-переводчика, водителя такси или консьержа отеля, сколько, кому и за какие услуги принято давать на чай. Это обычный житейский вопрос, и недоумения он не вызовет. Особенно это актуально для "экзотических" стран. В Европе размеры чаевых в различных странах могут зависеть от местных особенностей и традиций, но, как правило, не выходят за рамки разумных 5-15 % от суммы официальной оплаты. В ряде стран чаевые не приняты (Бельгия, Нидерланды, Финляндия, скандинавские страны, Швейцария), но от них не откажутся, а в Австралии и Японии они вообще запрещены.

По приезду в любую страну вам в первую очередь может понадобиться помощь носильщика. Как правило, в европейских странах на их услуги цена фиксированная, поэтому сумму просто достаточно округлить. Если были оказаны дополнительные услуги: носильщик вызвал такси, аккуратно загрузил в него вещи, был любезен и предупредителен, добавьте за обслуживание примерно по 1 евро, (доллару, фунту, франку, а для скандинавских стран – 5 крон) за место багажа.

Чаевые таксисту зависят от страны и ряда факторов: длительность и сложность поездки, непредвиденные остановки по вашей просьбе, количество и громоздкость багажа. Перед оплатой можете поинтересоваться, включены ли в названную таксистом сумму услуги. В странах, где чаевые не приветствуются, а дополнительные услуги таксистом не оказывались, достаточно просто округлить счет. Если же чаевые подразумеваются, обычно добавляют 10-15 % и по 0,5-1 евро за место багажа.

Швейцару в гостинице только за то, что он открывает вам двери, в большинстве стран платить необязательно. Достаточно, если, выезжая из отеля, вы ему дадите 1-2 евро в благодарность за оказанные услуги. Если же швейцар вызвал для вас такси, вынес и помог погрузить вещи, принцип оплаты примерно такой же, как и носильщику – 0,5-1 евро за место багажа. Так же в большинстве стран оплачиваются и услуги носильщиков (боев) в отелях. А вот лифтеру в отеле можно не платить, как и консьержу, если он не оказывал вам услуги (заказ или бронирование билетов, наведение справок, получение для вас корреспонденции и т. п.), в этом случае ему целесообразно дать 5-10 евро.

В гостиницах ряда стран принято благодарить горничную, даже, если вы её ни разу не увидели, конечно, при качественной уборке номера. Достаточно утром, уходя из номера, оставить 0,5-1 евро на столике, или же несколько евро при выезде из отеля. Это не обязательно, но желательно, если своей "аккуратностью" вы доставили ей дополнительную работу.

В ресторанах и кафе большинства европейских стран оплата за обслуживание и сервировку включается в счет, в этом случае на нем делается соответствующая надпись. Даже, если подобной надписи нет, поинтересуйтесь об этом у официанта. Когда "все включено", просто округлите счет. Если же обслуживание в счет не включено, достаточно добавить 10-15%. В США, в зависимости от уровня ресторана, размер "благодарности" может подниматься до 25%.

Может возникнуть желание дополнительно отблагодарить официанта за хорошее обслуживание и помощь в выборе меню или повара за прекрасно приготовленные блюда. Это обычно приветствуется, только следует предупредить официанта о сумме, которая причитается повару. Как правило, деньги оставляют на столе, прикрыв счетом, или вкладывают в корочки, в которых вам дали счет.

В барах оплата производится при каждом заказе. В большинстве случаев сумму достаточно просто округлить или добавить 1 евро. Если же вы задержались у стойки надолго, бармена можно отблагодарить, заказав ему стаканчик за ваш счет. Естественно, что пить он его не будет, но деньги получит.

Гардеробщика благодарят не за то, что он подал вам пальто, а когда помог его надеть, щеткой смахнул символические пылинки, проявил дополнительное внимание. Сумма, как правило, незначительная – от 0,2 до 1 евро. В ряде стран (Финляндия, Италия) размер вознаграждения гардеробщику может быть указан в специальном объявлении.

В платных туалетах, если служащий не оказывал вам дополнительных услуг, достаточно просто заплатить по прейскуранту. В бесплатных туалетах, если служащий там просто "присутствует", ему можно не платить. Если же служащий "пристроил" на время ваши вещи, помог снять и повесил на вешалку пальто или пиджак, подал чистое полотенце, оказал какие-то услуги, обычно дают от 0,5 до 1 евро. Бывают случаи, когда требуется привести в порядок одежду, очистить её от грязи и т. п., в подобных ситуациях за активную реальную помощь размер "благодарности" может возрасти до 5-10 евро.

Могут возникнуть и другие ситуации, когда требуется кого-то отблагодарить. В любом случае придерживайтесь принципа разумной оплаты только за реальные услуги. Стоит учесть, что демонстративно давать чаевые не принято. А уж долго копаться в кошельке, выуживая из него мелкие монеты, и вовсе неприлично. Желательно иметь в кармане несколько монет, чтобы "благодарность" за услуги не вызвала проблем. Если вы не оставляете деньги на столике, а даете их в руки, желательно делать это со словами благодарности, улыбкой, дружеским кивком головой, чтобы чувствовалось, что это именно благодарность, а не подачка. Если расплачиваетесь крупной купюрой, скажите, что округляете счет до такой-то суммы.

Чаевые давно стали обыденностью, а в ряде мест – и узаконенной формой оплаты определенных услуг. Но в большинстве случаев вы сами решаете – давать или не давать "на чай".

А как у нас?

В странах СНГ чаевые полноправно вошли в норму только в ресторанах. Общепринятый размер суммы, оставляемой «на чай», составляет 8-10%, редко - 15% от счета. При этом в подавляющем большинстве случаев чаевые в счет не вписываются. Об этом, как правило, предупреждает надпись на чеке, гласящая: «Вознаграждение официанту приветствуется, но всегда остается на ваше усмотрение».

Впрочем, в ряде заведений (преимущественно низкого уровня) чаевые могут включить в счет. В этом случае заплатить их придется. Кроме того, обслуживание, скорее всего, включат в счет при проведении банкета.

В конечном счете, давать или не давать на чай - ваше личное дело, в какой бы стране вы ни находились. Чаевые - это добровольная благодарность за понравившийся вам сервис. Обычаи могут быть разными, но во всем мире придерживаются следующего правила: никогда и никому ни при каких условиях не давать ни копейки (евроцента, пенса), если качество обслуживания вас не удовлетворило (если, конечно, чаевые не включены в счет - в этом случае платить обязательно). Но если же вам понравилось, то почему бы и не сделать другого человека чуть счастливее?

Источники: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3212/, http://news.finance.ua/ru/~/5/2011/05/30/165035