Как раньше узнавали "братьев славян" за границей? По толстым кошелькам и свернутым стодолларовым купюрам, перетянутыми резинкой. Согласитесь, приятное чувство, когда кошелек еле застегивается, а в карманах выпирают рулоны баксов! Но время течет и «наличка» постепенно отходит в сторону, на место которой выходят электронные деньги, в частности пластиковые карточки.
Сейчас в Украине большинство банков работает с системами Visa и MasterCard, чуть мене распространена система American Express (кстати, в дорогих заведениях стран Европы, AmEx более предпочитаемая, в частности в Великобритании), но не следует забывать, что украинский рынок электронных денег также стремительно развивается, примером являются системы Укркарт и НСМЭП.
Вряд ли можно кого-то удивить тем ,что зарплату мы получаем в банкоматах, но при выезде за границу нужно учитывать массу нюансов, о которых мы сейчас и поговорим.
Лишь вернувшись домой, мы можем заметить, что потраченная сумма за границей и сумма, списанная банком с карточки (со счета) различны, при чем, последняя явно не в нашу пользу. Вот тут и начинаются выяснения и разъяснения, скандалы и никому не нужные истрепанные нервы себе и сотрудникам банка.
Что же происходит на самом деле? Каковы причины, что наши подсчеты затрат и суммы которые, как мы считаем, должны быть списаны с карточки ну никак не совпадают с расчетами банка.
Причины могут быть различны, но одна из основных причин это различная валюта расчетов (при совершении покупки за границей или при снятии наличных средств из банкомата) и валюта вашей карточки.
Для начала определимся с механизмом работы платежных карт.
При покупке с использованием платежной карты, расчеты с продавцом проходят в 2 этапа: авторизация и списание. Так, в тот момент, когда Вы отдаете свою карту кассиру, и он проводит её в терминале, терминал связывается через свой банк-эквайрер с платежной системой и запрашивает у нее разрешение на авторизацию покупки по данной карте на данную сумму.
Платежная система, в свою очередь, связывается с банком-эмитентом карты и получает от него либо положительный ответ и код авторизации, либо отказ и причину отказа. Причиной отказа, к примеру, может стать нехватка средств на счету, статус карты "заблокирована" или "украдена". Таким образом, если получен код авторизации, терминал распечатывает чек (или кассир с им принтером заполняет слип) и покупка считается совершенной. Одновременно с этим, банк-эмитент блокирует на счету карты сумму покупки. Блокировка суммы означает, что Вы не можете больше этими деньгами распорядиться, но они все еще не списаны с Вашего счета. В этом случае финансовый остаток по счету получается больше, чем доступный лимит операций по карте.
Следует оговорить, что блокировка средств на счете может осуществляться с использованием различных курсов конвертации в зависимости от политики банка-эмитента: по коммерческому курсу банка-эмитента, по курсу системы, по курсу НБУ. Более детально это будет описано ниже.
Через несколько дней в банк-эмитент из банка-эквайрера приходит финансовое подтверждение покупки, на основании которого происходит окончательный расчет по транзакции и деньги списываются со счета карты. Эмитент переведет эти деньги в платежную систему, которая, в свою очередь - банку-эквайреру. Несмотря на такую сложность маршрута, обычно продавец получает деньги на свой расчетный счет уже через 2-3 дня после оплаты покупки.
Со стороны клиента необходимо учитывать некоторые особенности:
Так первый нюанс - сумма блокировки.
Чтобы обезопасить себя (и своих клиентов) от резких колебаний курсов, банки нередко при авторизации карты блокируют на счете сумму на 2-5% большую, чем сумма в чеке. Таким образом, если за те 2-3 дня, что идет финансовое подтверждение, курс валют изменится, счет клиента не уйдет в овердрафт после списания. Это происходит всегда, даже если валюта карты и покупки совпадают, так как транзакция проходит через платежную систему, расчеты в которой, как правило, осуществляются в USD и EUR.
Поэтому не стоит удивляться, если вы обнаружите, что на карте заблокировано больше, чем Вы заплатили в магазине. Таким образом, банкиры подстраховываются от возможного ухода карты в минус и вытекающих отсюда штрафов. При поступлении в банк-эмитент финансового списания, со счета будет списана ровно сумма покупки (или сконвертированная в валюту карты по правилам конвертации, принятым в банке-эмитенте для операций по картам). Только операции, по которым произведен окончательный расчет на основании поступившего финансового подтверждения, попадают в выписку по карте.
Часто на практике можно встретить опоздавшее списание.
По регламенту банков, если на заблокированную сумму в течение (обычно) 30 дней не приходит финансового подтверждения, эта сумма автоматически разблокируется и становится вновь доступной для использования клиенту. Но если после этого финансовое подтверждение все же поступит в Ваш банк, то средства будут списаны и если на этот момент средств на счету недостаточно, откроется запрещенный овердрафт. Поэтому стоит следить за блокировками, которые надолго "подвисли" или тем более разблокировались. В таком случае может быть полезным связаться с продавцом и поторопить его сделать списание.
Теоретически предусмотрена возможность оспаривания таких поздних списания просто на основании того, что они поступили слишком поздно (late presentment). Однако Банк пользуется такой возможностью только в том случае, если счет карты уже закрыт и клиента отыскать невозможно. Если очевидно, что Вы все же совершали спорную операцию и получили оплаченный товар или услугу, опротестования делать не будут и попросят Вас заплатить.
Подлимитные и оффлайновые операции
Некоторые точки обслуживания, в случае если сумма покупки невелика (в странах Европы это сумма не превышающая 500 у.е.) или нет возможности связаться с платежной системой, не делают запроса авторизации в банке-эмитенте. Вместо этого терминал просто запоминает номер карты и сумму. Таким образом, сумма покупки на карте не блокируется, а сразу списывается несколько дней спустя (когда приходит финансовое подтверждение).
Такая схема работы распространена в Европе и Северной Америке в целях сокращения времени обслуживания клиентов, а также в местах, где связь затруднена (например, отдаленные поселения, придорожные магазины, борт самолета). Необходимо понимать, что если средств на Вашей карте недостаточно, то по приходу финансового подтверждения, необходимая сумма все равно будет списана, и карта уйдет в овердрафт, а по счету начнут начисляться штрафные проценты. Решение о приеме карты на подлимитную сумму принимается продавцом, поэтому ответственность за возможные неблагоприятные последствия (например, одобрение операции для карты, находящейся в стоп-листе) полностью лежит на торговой точке.
Также возможен сценарий, когда процессинг банка-эквайрера не может связаться с процессингом банка-эмитента. В этом случае возможно (но не обязательно!) самостоятельное одобрение транзакции процессингом эквайрера (STIP, Stand-in processing). В этом случае транзакция "исследуется" на валидность по формальным признакам (сумма, действительность карты по сроку действия и ненахождение её в стоп-листе, класс карты, повторяемость аналогичных операций по данной карте или для данной торговой точки, страна банка-эмитента и т.д.), в том числе для ряда карт возможна даже проверка ПИН-кода. Одобренная STIPом транзакция также может привести к возникновению запрещенного овердрафта по карте.
Конвертация при расчетах по карте
Вот, собственно говоря, мы и подошли к тем подводным камням, что могут ввести в заблуждение не только клиентов, но и самих сотрудников банка при попытке разъяснить ситуацию.
Платежные карты позволяют оплачивать покупки и услуги даже в том случае, если валюта счета карты отличается от валюты, в которой работает продавец. В этом случае платежная система самостоятельно, автоматически пересчитает сумму оплаты в валюту Вашего счета. Продавец никогда даже не узнает о том, в какой именно валюте у Вас открыта карта. Однако при этом могут возникнуть двойные конвертации, поэтому понимание механизма конвертации сумм при оплате по картам может помочь выбрать правильную валюту карты и сэкономить на конвертации.
Порядок расчетов.
Информация об оплате по Вашей карте из торгово-сервисного предприятия сначала попадает в банк-эквайер, далее - в платежную систему и уже из нее - в Ваш банк-эмитент. И на каждом этапе может возникнуть конвертация, что несомненно увеличивает стоимость покупки. Рассмотрим 5 шагов, которые проходит платеж на пути от продавца до Вашего счета:
1.Сумма Вашего чека попадает в банк-эквайер в валюте покупки. На данном этапе никакой конвертации нет, т.к. продавец и его эквайэр находятся в одной стране и работают в валюте этой страны.
2.Эквайер отправляет сумму Вашей покупки в платежную систему.
3.Платежная система осуществляет конвертацию полученной суммы из валюты покупки в расчетную валюту платежной системы по курсу платежной системы. (При чем, как оказалось, этот курс недоступен даже банкам. Курс платежной системы можно будет увидеть лишь после того, как банк-эмитент получит отчет о проведенных транзакциях клиентом).
4.Платежная система отправляет сумму в расчетной валюте платежной системы в банк-эмитент.
5.Банк-эмитент производит конвертацию полученной суммы из расчетной валюты платежной системы в валюту счета по курсу Банка (т.е. своему внутреннему курсу).
Как уже оговаривалось ранее, банк может осуществить конвертацию как по коммерческому курсу, так и по курсу Национального банка.
Последний шаг прохождения платежа предусмотрен лишь в тех случаях, когда пластиковая карточка открыта в национальной валюте, в нашем случае в гривне.
При оплате на территории Украины по карте украинского банка расчетной валютой платежной системы будет гривна. Это позволяет избежать лишней конвертации при оплате покупок или снятии денег в банкомате. Поэтому при оплате украинскими картами в Украине со счета должна списываться точно такая же сумма, как указана в чеке (блокировка, предшествующая списанию средств, может быть как больше, так и меньше реальной суммы операции, что обусловлено технологией расчетов по банковской карте).
За осуществление трансграничных платежей Visa и Mastercard взимают со своих банков-партнеров (но не держателей) комиссию International Service Asessment (ISA) в размере 1%. А банк-эмитент уже самостоятельно решает, каким образом возместить себе эти расходы. Наиболее распростарненный метод - взимание специальной комиссии при трансграничных платежах: Optional Issuer Fee (OIF) со своих клиентов. О размере этой комиссии Банк обязан проинформировать своих клиентов. Однако эта комиссия не указывается в выписках явно, а "зашивается" в курс платежной системы. Visa и Mastercard осуществляют конвертацию из валюты покупки в свою расчетную валюту уже с учетом OIF специально для каждого банка. Данная комиссия не взимается, если валюта платежа и валюта счета совпадают.
В заключении, хотелось бы подвести некоторые итоги:
Для избежания лишних потерь на конвертации при оплате платежными картами, желательно следовать следующим рекомендациям:
- При оплате покупок в Украине следует использовать гривневую карту - конвертаций в этом случае не будет вовсе.
- Во время путешествий:
1) в Еврозоне наиболее выгодны карты Mastercard в евро. В таком случае совпадают валюты покупки, расчетная платежной системы и счета, т.е. конвертации не возникает.
2) по США целесообразно использовать долларовую карту - аналогично еврозоне, это позволит избежать конвертаций.
3) в остальных странах рекомендуется использовать долларовые карты, т.к. в этом случае конвертация будет только одна: из местной валюты в расчетную валюту платежной системы (для Mastercard и Visa это как раз доллары).
- Если Вы много путешествуете, то подумайте о заведении мультивалютной карты или подберите банк, который позволяет привязывать карту к счету в той валюте, которая выгодна в данный момент.
- Возможно приобретение сразу нескольких карт, в долларах США, евро и гривне несколько затратно, но это упростит контроль за денежными потоками, т.е. за собственными расходами.
- Главное, не забывайте, что в случае, когда вы обнаружили утерю (кражу) пластиковой карточки сразу сообщить об этом банку-эмитенту с целью ее блокировки и невозможностью использования другими лицами в корыстных целях.
В теории мы уже знаем как подсчитывать текущие расходы, теперь осталось применить это на практике!
Источники:
http://wiki.vkladchik.ru
http://news.finance.ua
http://www.fssr.ru/
Бывает и такое...
Приходит клиент, заполняет заяву на выдачу кредитной карты.
Ему говорят - приходите через неделю, все будет.
Приходит через неделю - нет вашей карточки, не пришла наверно еще.
Приходит через 2 недели - нет вашей карточки, не пришла наверно еще.
Приходит через месяц - НЕТ ВАШЕЙ КАРТЫ. Клиент скандалит, все дела.
Ему операционистка - ну не знаем, ну может вы заявление неправильно заполнили,
ну давайте еще раз заполните, вот вам образец. Клиент берет образец, и начинает мягко говоря обалдевать. Да вы че одурели вконец, вы че творите? Вы же мне образец даете - МОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ МЕСЯЧНОЙ ДАВНОСТИ!!!!! Да мои данные у вас тут образцом валяются уже месяц! Какая к черту банковская тайна!