«Эксперт-Рейтинг» обращается с открытым письмом к народным депутатам
Открытое письмо народным депутатам Украины
Исх. № РА-95 от «02» ноября 2009 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт-Рейтинг» не поддерживает законопроект № 5288 «О внесении изменений в некоторые законы (относительно кредитных рейтингов)», поданный депутатом Партии регионов.
29 октября 2009 года в парламенте был зарегистрирован законопроект № 5288 (далее — «Законопроект»), поданный Лысовым Игорем Владимировичем, депутатом Партии Регионов, членом Комитета Верховной Рады строительства, мостостроения, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики.
Анализ законопроекта, проведенный РА «Эксперт-Рейтинг», выявил ряд существенных проблем, которые данный законопроект порождает. Принятие данного законопроекта негативно отразится на развитии рейтингования в Украине, в частности:
1. В Закон «О ценных бумагах и фондовом рынке» предполагается ввести статью 19, в которой предусмотрено, что деятельность РА должна лицензироваться ГКЦБФР. Законодатели, очевидно, не понимают, что кредитный рейтинг — это независимое мнение аналитиков РА о платежеспособности заемщика, которое формализуется в виде буквенной оценки. Высказанное аналитиками мнение не может лицензироваться, и такой практики лицензирования РА нет ни в одной стране мира. Отбор РА, рейтинговые оценки которых признаются регуляторами, происходит по принципу предоставления статуса признанных агентств, который по своей сути далек от лицензирования. Например, существующая в США практика признания рейтинговых агентств, а именно предоставление им так называемого статуса NRSRO, предусматривает публикацию требований регуляторов к РА и исполнение рейтинговыми агентствами-кандидатами таких требований с последующим уведомлением регуляторов. Наши же законотворцы сформулировали статью 19 таким образом, что РА, не имеющее лицензии ГКЦБФР, не имеет права присваивать кредитные рейтинги. Такая формулировка противоречит основным нормам статьи 34 Конституции Украины, в которой закреплено право на свободу мысли, слова и свободное выражение своих взглядов.
2. Более того, в этой же статье 19 предлагается передать вопрос так называемого лицензирования РА в руки ГКЦБФР. Такое положение вещей не раз критиковалось нашим агентством. Уважаемым авторам законопроекта, наверное, неизвестно, что регуляторное поле ГКЦБФР ограничено только лишь рынком ценных бумаг. В свою очередь, кредитные рейтинги могут присваиваться как ценным бумагам, так и самими компаниям. К примеру, РА «Эксперт-Рейтинг» присвоены кредитные рейтинги банкам, страховым компаниям, инфраструктурные рейтинги КУА и коллекторской компании. Часть участников рынка, с которыми работает РА, выходит за рамки регуляторного поля ГКЦБФР. К примеру, рейтинг страховщиков используется регуляторами во всем мире для установления норм качества перестраховочного портфеля. Регулирование качества перестраховочного портфеля остается прерогативой исключительно страховых регуляторов. Возникает естественный вопрос, почему же наши законотворцы опять отлучают Госфинуслуг и НБУ от процесса регламентации деятельности РА? Скорее всего, в таких действиях можно опять увидеть чей-то частный интерес.
3. И снова в статье 19 мы видим фактическое поручение ГКЦБФР разработать правила отбора международных РА. Наверное, уважаемым авторам законопроекта неизвестно, что таких правил в настоящий момент не существует даже в Европейском Союзе. Чтобы ГКЦБФР создать подобные правила и внедрить их на практике, такие правила должны будут носить формальный характер, в противном случае так называемые международные РА просто не захотят их исполнять, чем будет заблокирован доступ украинским эмитентам к международным рынкам капиталов. Скорее всего, это приведет к тому, что украинским эмитентам придется получать рейтинги и у международных, и у национальных РА одновременно. Если же такие правила будут формальными, тогда возникает вопрос — зачем они нужны?
4. Законопроектом также предполагается устранить рейтинговые ограничения на инвестирование страховых резервов и чистых активов ИСИ. То есть в период, когда более 50 банков испытают трудности, когда во многих из них работают временные администрации и когда мы на практике вступили в эпоху реализации кредитных рисков, регуляторам попросту предложено снять все ограничения на инвестирование активов. При этом авторы законопроекта даже не удосужились изучить, насколько негативно это повлияет на страховщиков и КУА. Совершенно ясно, что страховщики и инвестиционные менеджеры КУА выступают за снятие ограничения, поскольку это развязывает им руки, но существование такого ограничения способствует ограничению кредитных рисков. По мнению РА «Эксперт-Рейтинг», ограничения в ЗУ «О страховании» и в ЗУ «Об ИСИ» нужно не устранять, а переформулировать таким образом, чтобы компании могли какую-то часть активов инвестировать в инструменты без рейтингов инвестиционного уровня. Также совершенно непонятно, какие РА захотят получить так называемую лицензию в ГКЦБФР, если законотворцы отменяют требования к качеству страховых резервов и чистых активов ИСИ, а ГКЦБФР уже отменила обязательное рейтингование?!
Таким образом, изучая законопроект, мы для себя сделали следующие выводы:
1. Необходимо работать не над внесением изменений в действующие законы, а разрабатывать и принимать ЗУ «О национальном рынке рейтинговых услуг», в котором нужно комплексно подходить к вопросу внедрения передовой практики имплементации рейтингов в регуляторные процессы.
2. Нужно допустить к формированию списка национально признанных РА не только ГКЦБФР, но и Госфинуслуг, и Национальный Банк. Более того, если уж есть необходимость цивилизованного отбора рейтинговых агентств, то требования к ним должны содержаться в законе, так чтобы их нельзя было оспорить в судебном порядке, и ни в коем случае не поручать формирование требований отраслевым регуляторам.
3. Анализ законопроекта в нынешнем виде говорит, что с большой долей вероятности за ним опять стоит чей-то частный интерес. В Украине с 2001 года именно такой частный интерес и построение коррупционных схем с вовлечением госрегуляторов привели к негативным последствиям для развития рейтинговой отрасли. Украина каждый день платит высокую цену из-за отсутствия развитого рейтингового бизнеса. Правительство напрочь лишено инструментов влияния на международные РА, что сказывается на уровне наших суверенов, Госфинуслуг и НБУ не могут и близко подойти к имплементации в регуляторные процессы Basel II и Solvency II.
Принимая данный законопроект, Законодатели должны осознавать, что нормативное поле в Украине — это не место для глупостей, а государственный суверенитет, защищенность отечественной финансовой системы и основы свободы слова являются не объектом для поругания, а важнейшими основами любого демократического общества. Мы призываем парламентариев отправить на доработку данный законопроект и не голосовать за него. Профильный же комитет обязан инициировать принятие ЗУ «О национальном рынке рейтинговых услуг», который бы устанавливал в стране правила работы РА, отвечающие национальным, а не частным интересам. Приглашаем всех заинтересованных народных депутатов к разработке проекта ЗУ «О национальном рынке рейтинговых услуг».
С уважением,
Заместитель директора, главный финансовый аналитик РА «Эксперт-Рейтинг»,
член УОФА, к.э.н. Виталий ШАПРАН
Директор РА «Эксперт-Рейтинг», член УОФА, к.т.н. Владимир ДУХНЕНКО