Украинское правительство, еще не получив последние транши от кредита МВФ 2008 года, обратилось в Фонд за новым. На нескромную сумму в $12-19 млрд. Впрок, на будущее – пока нужды в этом займе нет, но впоследствии она может появиться.
Знакомьтесь: его зовут Танос Арванитис, новый глава миссии МВФ в Украине. В прошлом году все зависело от Джейлы Пазарбазиоглу. Тогда она по-женски шушукалась с Тимошенко и в итоге они «дообщались» до $16,4 млрд. кредитной линии. Теперь пришла очередь твердого мужского разговора. «Минимальный необходимый размер для нас – это $12 млрд.», - настаивает украинский вице-премьер-министр Сергей Тигипко. Оптимальный размер, по его же словам, - $19 млрд. Арванитис в ответ пока молчит, но прекрасно все понимает. Пару дней назад его родная Греция благодаря кредиту МВФ «отскочила» от кризиса. Так что он более чем знает цену заемным средствам Фонда.
Но Украина – не Греция. Для нас кредит МВФ – это больше, чем просто кредит. Это традиционный барометр макроэкономической ситуации. И судя по тому, что просим мы все больше и больше, хороших новостей ждать неоткуда...
Мотивация Украины: в ожидании болезни
В целом для получения займа МВФ достаточно иметь вполне стандартный набор симптомов. И Исландию, и Грецию, и Венгрию, и Украину образца 2008 года объединяло то, что для всех этих стран были характерны нестабильная макроэкономическая среда, большой дефицит бюджета и проблемы платежного баланса. И деньги международных финансовых организаций им нужны были прежде всего потому, что получить внешнее финансирование из других источников для них было очень проблематично. Инвесторы не верили в платежеспособность стран, а рынок внутреннего долга, к примеру, в Украине, на который можно было бы опереться правительству, был развит недостаточно.
Другими словами, тот факт, что сегодня правительство нашей страны вновь обратилось в Фонд за десятком-другим миллиардов долларов, свидетельствует о том, что Украина образца 2010 года имеет нездоровую экономику. Однако проводить параллель между Украиной и Грецией сейчас все же не совсем правильно. Если рассматривать нынешний год, то, несмотря на крупный бюджетный дефицит, сам госбюджет составлен достаточно реалистично. Благодаря этому и достаточно предсказуемой политике новой власти инвесторы заинтересовались украинскими долговыми обязательствами. Кроме того, платежный баланс также стабилен. А в следующем году, по мнению Дмитрия Боярчука, исполнительного директора Центра социально-экономических исследований CASE-Украина, такого большого бюджетного дефицита уже не будет. Соответственно, долговая нагрузка также будет падать. То есть разговоры о суверенном дефолте нашей страны сейчас - явно большое преувеличение.
И все же риск того, что со временем эти разговоры могут материализоваться, есть. «Пока госдолг находится на сравнительно низком уровне, о дефолте говорить не стоит, - полагает Ирина Пионтковская, экономист ИК «Тройка Диалог Украина». - Но продолжать наращивать этот долг такими быстрыми темпами, как это происходило в 2009 году, небезопасно». Пока выплаты по долгу в 2010-2011 годах (по крайней мере, по внешнему) не являются критическими. По расчетам МВФ, в текущем году Украина должна выплатить Фонду 74,87 млн. SDR (порядка $110 млн.) в качестве процентов по кредиту stand-by. В следующем году платеж по процентам составит еще $220 млн. Но уже начиная с 2012 года правительству, кроме процентов, нужно будет выплачивать и само тело «кризисного» кредита. В итоге в 2012 году ему придется выложить почти $3,35 млрд., в 2013-м – $5,33 млрд.
Таким образом, именно 2012 год можно считать дедлайном, к которому правительству нужно привести в порядок государственные финансы. Не для того, чтобы решать, нужен новый кредит МВФ или нет. Он будет необходим в любом случае. Но если правительство справится с задачей оздоровления госбюджета «в срок», кредит МВФ будет нужен Украине только для выплат по старому долгу в 2012-2013 годах. Ведь других источников для его погашения, кроме как приобретения новых, у Кабмина пока нет. Если же правительство не справится, деньги придется тратить не только на выплаты по старым обязательствам, но и на финансирование хронического бюджетного дефицита. В результате долговая яма будет лишь углубляться. А по мере ее углубления будет все труднее привлекать новые заемные ресурсы для рефинансирования старых долгов. И так – по замкнутому кругу.
Источники: Елена Снежко «Инвестгазета» №25, 29 июня 2010
http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2010/11/05/729158.html