Если правила начнут действовать, комиссии за пользование карточками могут снизиться и для конечных потребителей.
Украинские банки бунтуют. Последние два года международные платежные системы (МПС) Visa и MasterCard систематически повышали тарифы, привязанные к обороту по картам, а также некоторые другие платежи (за получение лицензии, чиповую сертификацию, за оценку системой соответствия банка стандартам риск-менеджмента) для банков-эмитентов карт этих платежных систем. Посовещавшись, банкиры пришли к выводу, что сократить их расходы может только закон, который заставит иностранцев считаться с мнением банковского сообщества. Так, летом в парламенте были зарегистрированы два законопроекта (№6465 и №6466) авторства народного депутата Юрия Полунеева, призванные урегулировать работу международных платежных систем в Украине. Кроме того, в конце апреля Нацбанк внес свои корректировки в работу платежных систем в стране - постановлением №223 утвердил новый порядок эмиссии и использования платежных карт. Регулятор предусмотрел возможность расчетов платежными картами и оплаты комиссий платежным системам только в гривне.
В свою очередь МПС новым правилам игры не обрадовались. "Кризис 2008 года заставил регуляторов осознать важность обеспечения безопасности финансовой системы для функционирования всей экономики страны, и в результате государство начало предпринимать более активные действия по ее регулированию. Visa поддерживает развитие законодательной базы, направленной на развитие рынка безналичных платежей на принципах свободной конкуренции, открытости и прозрачности, без излишнего контроля и ограничений", - говорит PR-менеджер компании Visa Анна Сердюк.
Всему виной тарифы
Рынок платежных карт в Украине начал формироваться в 1996 году, когда украинскими банками были эмитированы первые карты MasterCard International и Visa International. Сейчас эти операторы занимают почти 90% отечественного рынка платежных карт (около 60% принадлежит Visa, 30% - MasterCard). Неудивительно, что по просьбе конфиденциального заявителя и некоторых депутатов (по сути, в интересах банков) Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) начал расследование относительно монопольного положения компаний и их сговора. Кстати, подобное расследование в 2008-м проводила Европейская комиссия, которая посчитала, что системы неправомерно увеличили цены для потребителей, ничего не предложив взамен. Тогда MasterCard и Visa согласились снизить оплату внутриевропейских платежных операций почти в два раза - до 0,2% от суммы перевода по дебетовым картам. В прошлом году антимонопольное ведомство Венгрии оштрафовало Visa и MasterCard, обязав их выплатить по 2,6 млн долларов за картельный сговор в области обслуживания банковских карт, что негативно сказалось на здоровой конкуренции.
Эксперты отмечают, что цель обращения в АМКУ - не взыскание штрафа, а снижение тарифов МПС, которые последние два года синхронно повышались. Например, по данным Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем (ЕМА), с 2006-го тарифы Visa выросли в два-три раза. К тому же по сравнению с 2006 годом в 2009-м стоимость обслуживания каждой гривни в обороте (каждой операции) по картам МПС увеличилась минимум наполовину. А стоимость отдельных плат, например, за лицензирование деятельности банка как эквайера, повысилась в пять раз - с 50 тыс. до 250 тыс. долларов. Банковское сообщество кроме вопроса роста тарифов взволновало и то, что MasterCard начал добавлять в тарифицированный объем операций транзакции банка в собственной сети (в терминалах, банкоматах и т. д.).
"Есть квартальная плата за использование карт в международном режиме, за локальные карты, за внутренние операции, а в последнее время банки стали платить еще и "за воздух". Распространение тарификации на объем внутрибанковских операций необоснованно, ведь к ним система не имеет никакого отношения ни технологически, ни организационно, ни с точки зрения здравого смысла", - объясняет директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем (ЕМА) Александр Карпов.
Эксперты считают, что за последний год банки-члены МПС переплатили компаниям Visa и MasterCard около 25–30 млн долларов. "Только четыре крупных банка за последний год заплатили за эквайринговую лицензию миллион долларов", - сообщил Карпов. Рост расходов заставил банки активно лоббировать новое регулирование работы МПС в Украине - на законодательном уровне.
Такая ситуация на руку отечественным платежным системам, которые до сих пор не могли составить конкуренцию МПС, поскольку не обладали поддержкой банковского сектора. Однако повышение тарифов МПС заставило банки обратить внимание на внутриукраинские системы. Сейчас система "УкрКарт" ведет переговоры с госбанками о масштабной эмиссии своих карт. А они, кстати, выпускаются по международным стандартам, то есть их обслуживание не требует установки дополнительного оборудования, как того требуют карты Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП).
"Сегодня в международном масштабе идет упорядочение деятельности МПС на национальных территориях. Никто не может сказать, какая система будет доминировать в нашей стране через три-четыре года. Мы можем и должны конкурировать на ее территории с МПС, а за границами Украины - использовать возможности карт международных платежных систем", - считает Карпов.
Новые правила игры
Законопроект №6465 вносит изменения в два закона ("О платежных системах и переводе средств в Украине" и "О Национальном банке Украины"). В пояснительной записке к проекту отмечается, что доля внутригосударственных платежных операций в гривне, которые никоим образом не связаны с международными расчетами, составляет 99,3% от общего количества операций. За них украинские банки в соответствии с правилами международных карточных платежных систем ежегодно платили в течение 2008–2009 годов платежным организациям (нерезидентам Украины, без удержания налогов с их доходов в Украине) более 50 млн долларов комиссий в иностранной валюте. По мнению автора проекта, это следствие того, что проведение маршрутизации операций и вычисление клиринговых позиций выполняется юридическими лицами-нерезидентами, которые тарифицируют свои услуги в долларах США и евро.
В итоге законопроект №6465 предусматривает следующие изменения: НБУ предлагается установить требования, которым должны соответствовать платежные системы и системы расчетов, и осуществлять оценку систем с учетом этих требований. В документе определены и основные принципы осуществления оверсайта (надзора) платежных систем и основные права Национального банка при осуществлении оверсайта. Предполагается также ведение Нацбанком реестра платежных систем и систем расчетов в Украине, их членов/участников. Кроме того, предусматривается разработка правил операций, осуществляемых на территории нашей страны. Причем участвовать в разработке этих правил будет Платежный совет, в который войдут представители рынка (то есть банкиры). Полунеев считает, что это станет способствовать реальной независимости украинского платежного пространства и действенному контролю профильных учреждений за его функционированием.
Еще одним новшеством является предложение взимать с финучреждений комиссии за операции по карточкам исключительно в гривне, а не в долларах и евро, как сейчас. И самое главное - проектом предусмотрено создание клирингового учреждения-резидента (подразделение, которое по полученной от процессингового центра информации формирует клиринговые отчеты для проведения взаиморасчетов между участниками платежной системы, производит управление эмиссией, ведет электронный документооборот).
Теоретически это должно способствовать удешевлению расчетов внутри страны. Между тем законопроект не предусматривает перехода на единый процессинг, который должен быть расположен в Украине. Участники рынка говорят, что было бы логично, чтобы транзакции не выходили за пределы Украины, как это происходит сейчас, когда каждая операция, осуществляемая с картой, идет через находящийся возле Лондона процессинг.
Второй проект (№6466) направлен на стимулирование безналичных платежей. Положения законопроекта запрещают торговым организациям лишать покупателей возможности рассчитываться за покупку платежной картой, а также обязывают налоговые органы следить за установлением POS-терминалов и проведением платежей через них. В случае отсутствия терминалов предлагается штрафовать нерадивых торговцев в размере ста необлагаемых налогом минимумов. Кроме того, если этот законопроект примут, МПС потеряют право размещать на эмитированной внутри страны платежной карте только одну торговую марку. Хотя уже сейчас есть пример добровольного кобрендинга: украинская платежная система "УкрКарт" выпускает карту УкрКарт-Maestro совместно с системой MasterCard.
Крупные игроки против
"Мы считаем регистрацию указанных законопроектов преждевременной. В существующей редакции законопроекты 6465/6466 и постановление НБУ №223 ущемляют право выбора украинских потребителей и банков, ограничивают конкуренцию на рынке", - отмечает Анна Сердюк.
По ее мнению, принятие законопроектов приведет к увеличению стоимости услуг для банков и потребителей. Аналогичные прогнозы делает и генеральный менеджер MasterCard Europe в Украине Сергей Равняго. Кроме того, он считает, что проекты содержат целый ряд нарушений - не только украинского законодательства, но и обязательств Украины перед ВТО, а также взаимно согласованных политических намерений нашей страны с ЕС в рамках "Европейского соседства".
Позиция МПС объяснима: с начала кризиса количество всех эмитированных в стране карт значительно уменьшилось (на 23,2%), что неминуемо отразилось бы на их прибыли, если бы компании не повышали тарифы для банков. Системы изначально агрессивно отнеслись к новшествам. Так, Сергей Равняго даже обратился в юридическую компанию Baker & McKenzie, которая провела анализ постановления НБУ №223 и признала его нарушающим ряд украинских законодательных норм и международных правил. Этот отчет был направлен в Минюст как доказательство того, что постановление не должно быть зарегистрировано.
Большинство банкиров, как и ожидалось, поддержали законодательные новшества. Исключение составили крупнейшие эмитенты - ПриватБанк, "Райффайзен Банк Аваль" и Укрсоцбанк. Скорее всего, с лидерами рынка платежных карт системы договорились в индивидуальном порядке о снижении тарифов в обмен на критику законопроектов Полунеева.
"Идея национального платежного пространства назревала давно и наконец-то получила свою практическую законодательную инициативу. Это нововведение позитивно для украинских банков, поскольку ускорится платежный цикл, усилятся позиции отечественных банков в определении и регулировании правил игры на национальном рынке, и как следствие, оптимизируются расходы на ведение карточного бизнеса внутри страны", - подчеркнул начальник управления карточного бизнеса Астра Банка Сергей Головань.
Сейчас законопроекты Полунеева активно обсуждают участники рынка и международных платежных систем. У документов большие шансы на принятие, но вряд ли в том виде, в каком они были поданы в парламент. Ведь уйти от монополии МПС едва ли получится: отечественные платежные системы неконкурентоспособны, и максимум, на что смогут рассчитывать банки, - это более лояльные условия тарификации (то есть на снижение платежей системам). Правда, это отнюдь не гарантирует уменьшение комиссий для клиентов-держателей платежных карт.
"Для эмитентов, несомненно, расходная часть будет оптимизирована. Однако спроецируют ли банки эту оптимизацию на дальнейшее удешевление стоимости обслуживания карт для клиентов или предпочтут получать дополнительную прибыль - будет зависеть от политики конкретного банка-эмитента", - говорит Головань.
Эксперты считают, что если законопроект ко времени голосования в Верховной Раде лишится даже большинства своих пунктов, главное уже случилось: началась конкурентная борьба за долю рынка между отечественными и международными платежными системами. Чтобы не потерять свои позиции, МПС придется снизить тарифы, что может произойти уже в конце нынешнего года.
Источник: http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2010/10/02/211554
Наталия Богута