Ассоциация "Украинский Кредитно-Банковский Союз" категорически против изменений в ст. 32 ЗУ "О банках и банковской деятельности", которыми предлагается норма относительно установления регулятивного капитала не ниже уставного капитала банка. Изменения вносятся в связи с принятием 15.02.2011 Парламентом проекта Закона N 0884.
УКБС обратил внимание, что Базель-3 не устанавливает требований к размеру регулятивного капитала. Для стабильности банка более важным является выполнение норматива адекватности регулятивного капитала, а не его соответствие минимальному размеру уставного капитала.
Так, по данным НБУ на 01.01.2011 норматив адекватности регулятивного капитала банков в Украине составляет 20,83%, что более чем в 2 раза превышает нормативные требования в 8% и 10%, установленные, соответственно, Законом и НБУ.
Согласно новым Базельским стандартам, собственный капитал банков должен составлять 8% от объема активов, тогда как в национальной банковской системе данное соотношение на 01.12.2010 г. составило 14,3%, что почти вдвое больше.
Анализ капитализации банковской системы Украины показывает о постоянном и планомерном наращивании капитала банками. За 2005 -2010 годы общий объем регулятивного капитала системы увеличился почти в 14 раз; только в 2010 г. регулятивный капитал банков увеличился на 13,3%; адекватность регулятивного капитала системы в 2010 году увеличилась на 12,8%.
Поэтому качество капитала банковских учреждений Украины и темпы его прироста свидетельствуют об отсутствии необходимости искусственного вмешательства государства в этот процесс.
Привязка регулятивного капитала к уставному дает неограниченные полномочия НБУ. Поскольку, в случае необходимости оказать влияние на то или иное банковское учреждение, Нацбанк может обязать банк доформировать резервы, что неизбежно повлечет падение регулятивного капитала. Таким образом, банк будет вынужден нарушить нововведенную норму относительно привязки регулятивного капитала к уставному. Вследствие этого, НБУ получает право применить санкции к банку, вплоть до введения временной администрации.
Кроме того, новые требования к регулятивному капиталу самым негативным способом скажутся на качестве банковского капитала, поскольку банкиров вынуждают привлекать субординированные долги для соблюдения требований закона. Субординированный долг является платным и недешевым ресурсом для банковской системы. Более того, существуют прецеденты, когда кредиторы досрочно отзывают субординированные кредиты, таким образом подрывая платежеспособность банка.
"Привязка регулятивного капитала к уставному не имеет ни логического, ни экономического смысла, поскольку платежеспособность банка зависит от качества его активов и соблюдения нормативов НБУ, - подчеркнула Генеральный директор Ассоциация "Украинский Кредитно-Банковский Союз". - Поэтому банковская система Украины должна ориентироваться на международные стандарты ведения банковского бизнеса и новые требования, прежде всего к качеству банковского капитала, которые будут внедряться планомерно до 01.01.2019".
УКБС обратил внимание, что Базель-3 не устанавливает требований к размеру регулятивного капитала. Для стабильности банка более важным является выполнение норматива адекватности регулятивного капитала, а не его соответствие минимальному размеру уставного капитала.
Так, по данным НБУ на 01.01.2011 норматив адекватности регулятивного капитала банков в Украине составляет 20,83%, что более чем в 2 раза превышает нормативные требования в 8% и 10%, установленные, соответственно, Законом и НБУ.
Согласно новым Базельским стандартам, собственный капитал банков должен составлять 8% от объема активов, тогда как в национальной банковской системе данное соотношение на 01.12.2010 г. составило 14,3%, что почти вдвое больше.
Анализ капитализации банковской системы Украины показывает о постоянном и планомерном наращивании капитала банками. За 2005 -2010 годы общий объем регулятивного капитала системы увеличился почти в 14 раз; только в 2010 г. регулятивный капитал банков увеличился на 13,3%; адекватность регулятивного капитала системы в 2010 году увеличилась на 12,8%.
Поэтому качество капитала банковских учреждений Украины и темпы его прироста свидетельствуют об отсутствии необходимости искусственного вмешательства государства в этот процесс.
Привязка регулятивного капитала к уставному дает неограниченные полномочия НБУ. Поскольку, в случае необходимости оказать влияние на то или иное банковское учреждение, Нацбанк может обязать банк доформировать резервы, что неизбежно повлечет падение регулятивного капитала. Таким образом, банк будет вынужден нарушить нововведенную норму относительно привязки регулятивного капитала к уставному. Вследствие этого, НБУ получает право применить санкции к банку, вплоть до введения временной администрации.
Кроме того, новые требования к регулятивному капиталу самым негативным способом скажутся на качестве банковского капитала, поскольку банкиров вынуждают привлекать субординированные долги для соблюдения требований закона. Субординированный долг является платным и недешевым ресурсом для банковской системы. Более того, существуют прецеденты, когда кредиторы досрочно отзывают субординированные кредиты, таким образом подрывая платежеспособность банка.
"Привязка регулятивного капитала к уставному не имеет ни логического, ни экономического смысла, поскольку платежеспособность банка зависит от качества его активов и соблюдения нормативов НБУ, - подчеркнула Генеральный директор Ассоциация "Украинский Кредитно-Банковский Союз". - Поэтому банковская система Украины должна ориентироваться на международные стандарты ведения банковского бизнеса и новые требования, прежде всего к качеству банковского капитала, которые будут внедряться планомерно до 01.01.2019".