Итоги банковской системы 2010 года – два года и цена кризиса.

Слияния продажи и поглощения

На рынке слияний и поглощений в 2010 году была относительная тишина. В латентном режиме происходили процессы, связанные с поиском новых собственников для банков, в которые была введена временная администрация, кроме этого происходило перераспределение долей участия между существующими собственниками.

Пресса опубликовала информацию о завершении сделки по приобретению 100% акций банка «Хоум Кредит Банк» банком Platinum. В официальных данных НБУ о структуре собственности в банках по состоянию на 1 января 2011 года этой информации еще нет. Однако, в официальных данных в 2010 году собственником банка Platinum вместо кипрской компании IMB Group Public Ltd стала тоже кипрская компания PT Platinum Public Ltd.


Сергей Максимов выходит из состава акционеров VAB Банка. Доля акций, находящихся под его контролем сократилась с 35% до 27%, а к июню, по сообщениям руководства банка, он намерен избавиться от всего подконтрольного ему пакета. К концу первого полугодия планируется, что 98% акций будет владеть нидерландская инвестиционная группа Kardan, которая через дочернюю компанию TBIF Financial Services сегодня владеет 71% акций VAB Банка. Вместе с этим, на веб-сайте Kardan N.V сообщается, что компания TBIF Financial Services B.V. подписала соглашения с группой международных инвесторов о продаже своей доли в VAB Банке за 53 млн. евро.: «TBIF Financial Services B.V. решила продать долю в VAB Банке после пересмотра своей стратегии», — говорится в сообщении. В результате смены акционеров владельцами миноритарных долей станут представители топ-менеджмента банка, которые получат широкие полномочия.

Исходя из официальных данных Национального банка, можно обратить внимание на такие события.
• Николай Лагун продал «Банк 3/4» господину Вадиму Ищенко, который является также председателем правления этого банка. Николай Лагун решил сконцентрироваться на Дельта Банке, поскольку также владеет также коллекторской компанией Credit Collection Group, страховой компанией "Дельта Жизнь", белорусским Дельта Банком, страховыми компаниями "Пенсионные гарантии" и "Бенир"
• В структуру собственников «Прокредитбанка» на ряду с ЕБРР вошла также немецкая финансовая группа KfW.
• 34% акций Экспобанка было выкуплено кипрской компанией Yuli Trading. О том, кто стоит за этой компанией из официальных источников информации нет.
• Британская компания «Паррокс Корпорейшн Лимитед» стала владельцем 51% акций «Захидинкомбанка», а еще 48% контролируется компанией «Недиверсифицированный закрытый венчурный корпоративный инвестиционный фонд «Инновационные Стратегии», 94% которой принадлежит "Объединенной погрузочно-транспортной компании", зарегистрированной в Енакиево.
• Банк «Даниэль» официально показал в ряду своих собственников Валерия Пустовойтенко и его сына, владеющих вместе 10% акций.
• "Компания Универсал-Л" сконцентрировала 98,6% акций Укрбизнесбанка, который ранее не имел крупных собственников, владеющих более 10% акций.
• Анатолий Дробязко, который долгое время был временным администратором банка «Владимирский», стал единственным публичным собственником 24% акций черниговского банка «Асвио банк», который ранее существовал как «Приватинвест».
• «Альфа-банк» в Украине из 100% доли принадлежащей раннее кипрской компании впустил на 20% российский «Альфа-банк» и теперь их связь стала более осязаемой и прозрачной.
• В БТА Банке официально «засветилось» 49,9% Казахского БТА Банка, который ранее официально не фигурировал в его собственниках.
• Украинский «Ерсте Банк» был передан его собственником Erste Group Bank (Австрия) под контроль его же дочерней структуре EGB Ceps Holding (Австрия).
• Банк «Калион» теперь контролируется через банк «Кредi Агрiколь КIБ Глобал Бенкiн» вместо «Калiон Глобал Бенкiн».
• Алексей Савченко, который публично увлекся музыкой, продал «Партнер-банк» компании «Конверс Групп Украина» с соответствующим переименованием банка в «Конвербанк». В "Конверс Групп" входит ряд российских банков – Конверсбанк, Конверсбанк-Москва, банк "Енисей", а также литовский банк Snoras. На 1 апреля 2005 года, чистые активы банков "Конверс Групп" составляли $ 1375 млн, а собственный капитал – $ 202 млн.
ОАО "Конверс груп" создано как управляющая компания ряда банков в феврале 2003 года после приобретения 85% акций Конверсбанка Академхимбанком. Основным российским активом группы является Инвестбанк, объединивший в 2008 году московский Конверсбанк и региональные банки в Воронеже, Екатеринбурге и Калининграде. Также группа владеет московским Банком сбережений и кредита, банком "Енисей" (Красноярск), Байкалинвестбанком (Иркутск), литовским банком Snoras, латвийским Krajbanka и британским Conversbank. В декабре 2007 группа купила голландского производителя спорткаров Spyker. Совокупные активы "Конверс груп" оцениваются в $3,5 млрд. Основным акционером называется председатель совета директоров Владимир Антонов.
Банки группы упоминались в связи с различными скандалами. Так, в 2005 году Академхимбанк и Конверсбанк фигурировали в распространявшихся рядом СМИ неофициальных черных списках кредитных организаций, заподозренных ЦБ в отмывании денег. В сентябре 2008 года правоохранительные органы Австралии обнаружили похищенные с пенсионных счетов в этой стране $1,5 млн на счету в литовским банке Snoras.

Некоторые иностранные банки освободились от своих украинских партнеров, а именно Банк «Форум» (Commerzbank AG) выкупил остававшиеся под контролем 16% доли Леонида Юрушева, а «УкрСиббанк» (BNP Paribas) выкупил 18,6% у Александра Ярославского.
Как сообщала пресса, на наблюдательном совете двух банков «ПУМБ» и «Донгорбанк» было принято решение о слиянии, что можно считать правильным и прогнозируемым решением.
В данном обзоре мы опустили некоторые формальные и опосредованные изменения в структуре собственности, которые не приводили к принципиальным изменениям в контроле над банковскими учреждениями.

Итоги банковской системы 2010 года – два года и цена кризиса.
Кризис в банковской системе Украины начался в октябре 2008 года, поэтому можно говорить о фактически результатах 2-х летней борьбы банковской системы Украины с кризисом.
Фактически кризис состоял из нескольких этапов:
1-й этап. Резкий отток депозитов, возникновение у банков проблем с ликвидностью и потеря репутации некоторыми банками.
2-й этап. Снижение объема остатков на счетах физических лиц и предприятий и соответственно вынужденным сокращением банками объемов кредитных операций.
3-й этап. Снижение объемов кредитования ударило по активности многих предприятий, которые были вынуждены сокращать производство, а следовательно и затраты, в том числе и на зарплату.
4-й этап (заключительный). Снижение зарплат и объемов реализации продукции предприятиями из-за снижения объемов кредитования привело к ухудшению обслуживания и погашения кредитов, соответственно ухудшением качества кредитных портфелей, необходимостью формировать резервы и наращивать капитал.
Именно на заключительном этапе стали понятны и измеряемы объемы кризиса в банковской системе Украины. Если попытаться измерять «цену» этого кризиса, то можно сложить несколько цифр, которые являются составляющими этой цены, а именно:
1) объемы выданного Национальным банком рефинансирования. С учетом того, что многие кредиты были в последствии пролонгированы на длительный срок, фактически рефинансирование являлось скрытой капитализацией банковской системы. Объемы рефинансирования в определенный период превышали 85 млрд.грн.
2) сумма средств выделенных Правительством на капитализацию 3-х банков Родовид, Укргазбанк и Киев составила более 25 млрд.грн.
3) объемы дополнительной капитализации банковской системы собственниками банков составили за два года более 30 млрд.грн.
Таким образом, можно говорить о более чем 140 млрд.грн «брошенных» на борьбу с последствиями кризиса. Если соизмерить эту цифру с годовой прибылью банков за 2008-й год в размере около 7 млрд.грн., то банковской системе потребовалось бы на компенсацию потерь от кризиса более 20 лет.

К сожалению, такая большая цифра говорит еще и о том, что на кризисе кто-то нажился. Зачастую обвинения поступают в адрес владельцев банков, которые выводили полученное рефинансирование из банка и бросали его на произвол судьбы, увеличивая государственные расходы на его дополнительную капитализацию или необходимость выплачивать вклады физических лиц в ликвидированных банках через Фонд гарантирования вкладов.

Диагностика банков 2009 и 2010 года
Фактически можно говорить о том, что Украина получила уникальный опыт и отработала новый инструментарий по борьбе с кризисом, проведя под руководством МВФ диагностическое обследование банков в 2009 и 2010 году.
Методика, разработанная совместно НБУ и МВФ, включала оценку кредитных операций, инвестиций в ценные бумаги, дебиторской задолженности, недвижимого имущества принадлежащего банку, ликвидности, внебалансовых обязательств, отчета о прибылях и убытках, размер регулятивного капитала и его адекватности.
При этом, «стресс-тестирование» качества активов предусматривало, что при их оценке определенные виды залога учитываться не будут, а именно: залоги, по которым существуют судебные разбирательства, негосударственные ценные бумаги, имущественные права и движимое имущество.
Оценка ликвидности банка основывалась на моделировании ситуации:
- уменьшения объема погашения кредитов на 10% по кредитам до одного месяца и на 30% по кредитам до трех месяцев;
- оттока течение месяца 10% средств физических лиц и 5% средств физических лиц;
- оттока средств 20 крупнейших кредиторов банка.
При оценке ценных бумаг не учитывались вложения в нелистинговые ценные бумаги, ценные бумаги недиверсифицированных инвестиционных фондов, а листинговые ценные бумаги учитывались лишь на половину их рыночной стоимости.
Также оценивалось негативное влияние, которое может оказать на финансовое состояние банка падение на 25% цен на недвижимость, обесценивание гривны на 30%, уменьшение ВВП на 9% с пропорциональным расчетом снижения деловой активности предприятий.
В результате такого обследования банкам необходимо было нарастить капитал на сумму около 45 млрд.грн. Часть из этой суммы была выполнена в виде капитализации трех банков Правительством, часть суммы была внесена собственниками банков. В 27 банков, которые не смогли самостоятельно нарастить капитал, были введены временные администрации, а затем часть из них, а именно 15 банков, ликвидированы.
Диагностика 2010 года базировалась на более простом механизме моделирования, а именно, корректировка структуры качества кредитного портфеля банка основывалась на предположении об относительном ухудшении качества части кредитного портфеля и происходила следующим образом:
- по кредитам, отнесенными к категории "стандартная", осуществлялось перемещение 5% их объема в категорию "под контролем";
- по кредитам, отнесенным к категориям "под контролем", "субстандартная" и "сомнительная" осуществлялось перемещение 10% их объема задолженности на одну категорию ниже. Определенные корректировки также происходили по учету обеспечения по кредитам.
Это диагностическое обследование показало необходимость капитализации банков, находящихся в руках частных инвесторов, на сумму более 10 млрд.грн. Практически все банки выполнили необходимые объемы дополнительной капитализации и провели работы по улучшению качества кредитного портфеля и снижению чистого кредитного риска, что также приводило к снижению сумы дополнительной капитализации.
Основная задача, которая ставилась перед банками по результатам диагностических обследований 2009 и 2010 года это выход на уровень 10% адекватности капитала с учетом моделирования заложенного негативного сценария.

Правовые аспекты банковской системы в 2010 году
Правовое поле функционирования банковской системы также характеризовалось серьезными встрясками и изменениями.
Одной из проблем стали судебные разбирательства о законности или незаконности выдачи валютных кредитов, вышедшие на уровень Верховного суда Украины и Высшего специализированного суда по гражданским и уголовным делам. НБУ, Ассоциация украинских банков и сами банки настаивают на абсолютной законности выдачи валютных кредитов при наличии у банка генеральной лицензии на осуществление валютных операций. Однако, учитывая продолжающуюся борьбу между этими высшими судебными инстанциями, на данный момент трудно констатировать факт принятия единого судебного решения о законности выдачи валютных кредитов. Таким образом, заемщики продолжают испытывать судьбу и оспаривать в суде такие кредиты, пытаясь на самом деле выиграть лишь время, после принятия судебного решения о признании договора кредита незаконным, для выведения из-под залога имущества по этому кредитному договору.

Национальный банк продлил действие некоторых антикризисных постановлений, в частности, связанных с возможностью ускоренной процедурой учета внесенного субординированного долга, а также по поддержке товаропроизводителей, касательно учета только 50% объема таких кредитов при расчете норматива адекватности капитала, что позитивно восприняли все банкиры.

НБУ также отменил существовавшую ранее Апелляционную комиссию, однако не отменил действие скандальной постановы №109, которая изменила порядок расчета открытой валютной позиции, исключив из нее резервы в иностранной валюте, тем самым вынудив банки дополнительно продавать валюту из сформированных резервов и подвергнув таким образом иностранные банки серьезному негативному влиянию курсовых рисков. За отмену этой постановы до сих пор борються представители МВФ, Мирового банка и иностранных банков.
Также остается проблемной нормой требование НБУ оснастить все отделения банков бронированными стеклами. С учетом большого количества таких отделений у банков и высокой стоимостью бронированных стекол выполнение требования НБУ будет стоить банковской системе десятки миллионов гривен, что с учетом кризиса является достаточно проблематичными расходами для банков.

Национальный банк и налоговая администрация попытались облегчить банкам, в том числе в новом налоговом кодексе, процедуру списания безнадежных кредитов. Однако, некоторые недоработанные нюансы (в части налогообложения средств, поступающих банку от заемщика после списания задолженности) и ограничения (резервы без налогообложения лишь до 30%, а с 2012 года до 20% кредитного портфеля) все еще не позволяют банкам эффективно избавляться банкам в своих балансах от таких кредитов.

Также, в банковской системе продолжают бурно обсуждать законопроект о регулировании деятельности платежных систем (№6465), который в штыки восприняли платежные системы «Виза» и «Мастеркард», а также крупнейшие банки. Законопроект предусматривает создание нового надзорного органа за деятельностью платежных систем, а также единого коммерческого клирингового центра, что вызывает у банкиров серьезные опасения.