Клиенты российского Ситибанка, части крупнейшей финансовой империи, обеспокоены поступающим на электронные адреса держателей карточек запросами якобы от лица сотрудников банка с предложением переслать в банк номер своего карточного счета и пин-код карточки. Делается это, исходя из текста послания, из-за технического сбоя, в результате которого сотрудники банка не могут проводить операции с использованием карточек. Фактически клиентов банка пугают, что в случае, если они срочно не сообщат данные, то операции по их картам будут остановлены. Официальный ответ Ситибанка на подобные письма таков - если вы получили подобное письмо, значит, подверглись атаке мошенников.
Купиться на достаточно наглый сетевой обман может только уж совсем запуганный советской действительностью человек, привыкший сообщать все сведения о себе по первому требованию. Когда клиент любого банка получает пластиковую карточку, к ней прилагается подробная инструкция о том, что с данной картой можно делать, а чего нельзя делать категорически - ни при каких обстоятельствах. Проблема только в том, что большинство держателей карточек эти инструкции не читают. Иначе бы все знали, что пин-код - это средство защиты карточки, что называется, "индивидуального пользования", и знать его должен только непосредственный пользователь карты. В инструкции говорится, что владелец карточки должен уничтожить лист, на котором написан пин-код, а если уж человек не в состоянии запомнить 4 цифры кода, то необходимо их записать, но не хранить эту запись рядом с карточкой. И уж ни в коем случае сотрудники банка не вправе просить у клиента банка назвать или куда-либо переслать свой пин-код или любую другую информацию конфиденциального характера.
Таких же норм ведения бизнеса придерживается и Ситибанк. Как сообщила "Известиям" пресс-атташе банка Людмила Боцан, все клиенты предупреждаются о том, что пин-код нельзя никому передавать, в том числе и сотруднику банка. "Об этом даже написано на сайте банка, - отмечает Боцан. - Поэтому мы считаем, что такие письма на электронные адреса наших вкладчиков пишут мошенники, и банк примет все меры для того, чтобы клиенты банка не потеряли своих денег". В банке считают, что пользователь ни в коем случае не должен уничтожать или блокировать свою карту, даже если он получил такое письмо и уже ответил на него, предварительно не переговорив со специалистом банка.
"Фишинг" - такое название получили электронные послания, наугад рассылаемые правонарушителями с использованием известных корпоративных имен по широкому кругу электронных адресов в надежде, что кто-либо из действующих клиентов Ситибанка получит такие послания и пришлет ответ.
Как правило, в мошеннических электронных посланиях запрашиваются личные данные клиента. Кроме того, послание может содержать ссылку на интернет-сайт, который копирует официальную страницу Ситибанка. "Проявите должную степень осторожности по отношению к организации или лицу, которое запрашивает ваш пароль, пин-код, номер полиса социального страхования и прочую информацию конфиденциального характера. Цель подобных электронных посланий - обманом заставить вас загрузить компьютерный вирус или зайти на мошеннический интернет-сайт и раскрыть свои личные данные мошенникам", - предупреждает Ситибанк.
"В случае получения уведомлений о потере денежных средств клиентами Ситибанк готов действовать в интересах клиента на индивидуальной основе в каждом случае", - говорится в сообщении банка. Но, как правило, если человек уже раскрыл мошенникам свой пароль, то деньги с его карты уже могут быть списаны. Преступления такого рода раскрываются довольно редко, именно поэтому ответственность за сохранность своего пин-кода всегда ложится на держателя карточки. Найти преступников и ждать за их действия возмездия можно лишь в том случае, если по счастливой случайности правоохранительные органы вычислят адрес хакеров и возьмут их с поличным. Но случается это, к сожалению, очень редко.