Остерегайтесь мошенничества (курортные проблемы)

Карта путешественника ® - карты, маршруты, достопримечательности городовИнформация о новой форме мошенничества с платежными карточками и ПИН-кодами, имевшей место в мае-июне 2006 года в Турции.

Целевой группой мошенников являются туристы, нуждающиеся в наличных деньгах. Мошенники информируют держателей платежных карточек о том, что получить наличные деньги можно в так называемых "операционных расчетно-кассовых центрах", действующих как торговые терминалы в предприятиях торговли и сервиса или на рынках.

"Кассир" осуществляет те же самые действия, что и в случае обычной покупки розничных товаров, предоставляя держателю карточки фальшивое устройство для ввода ПИН-кода. После введения ПИН-кода держатели карточек получают деньги, но одновременно с данным процессом происходит несанкционированное раскрытие или кража информации на карточке для дальнейшего несанкционированного ее использования (компрометация).

В связи с тем, что в настоящее время туристический сезон находится на пике, просим держателей карточек соблюдать меры безопасности.
Как распознать мошенничество?
Мошенничеством является любая транзакция с Вашей картой, совершаемая не Вами.

Существует несколько видов мошенничества:

Фишинг
Речь идет о "массовой почтовой рассылке по электронной почте e-mail" писем от имени банка-эмитента, с просьбой уточнить данные по платежным карточкам, либо содержащие ссылку на сайта банка, который держателю карточки необходимо посетить. При нажатии ссылки держатели карточек содержавшейся попадают на точную зеркальную копию официального сайта банка. На нем им предлагали ввести личные данные, якобы потерянные из-за технического сбоя системы: номер кредитной карты, идентификатор, пароль и иногда даже ПИН-код.

На Западе этот вид мошенничества известен как "фишинг". На фальшивых сайтах оставили номера карточек и секретную идентификационную информацию порядка полумиллиона держателей карточек. После этого финансовые средства с карт могли использоваться через интернет-магазины. В списке пострадавших за прошлый год значатся такие крупные банки, как Barclays, Lloyds TSB и NatWest. Самое опасное в этом виде мошенничества заключается в том, что операции с использованием ПИН-кода, как правило, невозможно оспорить и вина за их проведение ложится на держателя карты.

Банки официально информируют держателей карточек, что ни при каких условиях не будут запрашивать информацию по e-mail, предназначенную для идентификации держателей карточек (ПИН-код к карточке, пароль входа в Персональное РКО) и настоятельно рекомендуют удалять рассылку, предлагающую раскрыть секретную информацию по вашим карточкам.

Неэлектронный фишинг
Отправляясь на отдых, следует особенно осторожно совершать операции с вводом ПИН-кода, т.к. можно невольно стать жертвой нового вида мошенничества - неэлектронного фишинга. В "традиционном" фишинге пользователям интернета рассылаются электронные письма с приглашением посетить веб-сайты, похожие на сайты электронной коммерции различных фирм и банков, но созданные и контролируемые мошенниками с целью выманить номера кредитных карточек и пароли доступа к банковским счетам. В схемах неэлектронного фишинга создаются реальные торгово-сервисные предприятия либо используются уже существующие.

Впервые такой вид мошенничества был зафиксирован в Турции, куда в разгар туристического сезона направляется множество туристов из Казахстана. У многих из них есть банковские карты, и периодически возникает необходимость снятия наличных. Но количество банкоматов в Турции не всегда может удовлетворить потребности туристов. Зачастую их просто нет рядом с отелем, иногда они не работают или выдают денежные средства в режиме, который не устраивает держателя. В связи с этим в Турции появилась новая услуга - получение наличных денежных средств на предприятиях торговли. Часто они называются post-office (почтовое отделение). Для держателя карты процедура очень схожа с получением денежных средств в пунктах выдачи наличных (ПВН) банков, к которой он привык. Но на самом деле данная процедура не соответствует правилам международных платежных систем и отличается от обслуживания клиента в ПВН. Для банка-эмитента, выпустившего карту, такие операции выглядят как обычная покупка в магазине, что уже предполагает обман со стороны предприятия торговли.

При этом при получении денежных средств держателя просят ввести свой ПИН-код, правильность ввода которого должен проверить банк-эмитент. Но ПИН не направляется эмитенту, а записывается мошенниками с помощью устройства, имитирующего ПИН-ПАД (дополнительный модуль торгового терминала, специально предназначенный для ввода ПИН-кодов и обеспечения их конфиденциальности). Держатель карточки, вернувшись из Турции, через некоторое время может обнаружить в выписке по счету своей банковской карты операции снятия в банкоматах, которые он не совершал.

Отправляясь на отдых в Турцию, АО "Банк ТуранАлем" убедительно просит быть особенно осторожными с вводом ПИН-кода. Используйте его только в банкоматах и ПВН банков. Убедитесь, что ПВН – это именно учреждение банка, а не обычный магазин или торговая точка, которые помимо продажи товаров занимаются еще и обналичиванием денежных средств по пластиковым картам.

Скимминг
Скимминг – это вид мошенничества, при котором используют специальные виды электронных устройств, которые при установке на банкоматах, позволяют при снятии денег в банкомате в режиме реального времени передавать дистанционно и фиксировать информацию о платежной карточке (см. ФОТО установленных скиммеров здесь).
Данные устройства могут быть установлены на лицевой части банкомата
устройства, используемые мошенниками для считывания информации о платежной карточке (номера карточки и пин-кода), маскируются под обычные части банкомата. Например, считывающее устройство накладывается поверх гнезда для ввода карточки.

Помимо этого, используются и видеокамеры, замаскированные под ящичек с информационными/рекламными брошюрами, устанавливаемыми под таким углом, чтобы можно было видеть пин-код при наборе и вводе.

Владея информацией о платежной карточке, мошенники затем фальсифицируют карточки и, владея пин-кодом, снимают деньги с большого количества банковских счетов в сжатые сроки напрямую через банкоматы.

Держатели карточек перед снятием наличных денег в банкоматах всегда должны проявлять внимательность и убедиться, что лишних устройств на банокмате нет.

При их обнаружении немедленно сообщите об этом в Банк и не используйте его для снятия денежных средств со счета.

Пользование украденной (утерянной) картой
Ваша карта похищена или утеряна и затем используется без Вашего разрешения.
Пользование неполученной Вами картой
Вы не получили от Банка новую карту (или карту взамен старой). Вы не будете знать, что карта потерялась, пока не получите документы о транзакциях, которые Вы не совершали.

Заявление от чужого имени
Ваша личная информация используется другим лицом для подачи заявления на получение карты. Этот тип мошенничества очень трудно распознать, если только Банк не получит жалобу от клиента или же счет вскоре после открытия не попадет под проверку.
Если Вы не клиент данного банка, Вы можете не знать, что под Вашим именем кто-то получил карту, пока не обратитесь за кредитом, и Вам не будет отказано по причине плохой кредитной истории.

Подделка
Если справка о состоянии счета содержит данные о транзакциях, которые Вы не совершали, это может означать, что в обращении находится поддельная карта с тем же номером, что и Ваша.

Управление чужим счетом
Злоумышленник, представляясь держателем карты, получает контроль над счетом держателя, требуя заменить карту по этому же счету. Обычно требуют выслать карту по другому адресу. Вы обычно узнаете об этом, когда получаете справку о состоянии счета, или когда счета перестают приходить на Ваш адрес.
Совершение операций без карты

Ваша карта находится у Вас, но злоумышленник совершает операции, используя номер карты, ПИН-код, CVC, пароль, например, заказывает товары по почте, телефону или через Интернет.

Банковское мошенничествоНесколько полезных советов и рекомендаций держателю платежной карты для безопасного пользования и избежания мошенничества:
При получении в Банке карт обязательно их подписывать;
Хранить номер карты и личный идентификационный номер (ПИН-код) в тайне от других;
Периодически проверять, все ли Ваши карты на месте;
Поддерживать связь с менеджерами Ваших счетов относительно состояния Вашего счета, регулярно проверять выписки со счета;
Уведомлять Банк об изменении адреса проживания, телефона, места работы и т.п.;
Всегда иметь при себе номер карты и телефоны Банка;
Сохранять выданные экземпляры слипов и кассовых чеков с подписью в течение трех месяцев;
Уничтожать любые документы, в которых уже нет необходимости, где указан номер Вашей карты;
Не хранить ПИН-код в доступном для других лиц виде, необходимо запомнить ПИН-код;
При вводе ПИН-кода следить, чтобы вводимые цифры не быть видны посторонним лицам;
Не передавать карту другому лицу, следить чтобы, в предприятиях торговли и сервиса все операции с картой производились в Вашем присутствии;
Наводить справки о незнакомых компаниях в местной организации по защите прав потребителей;
Не передавать другим информацию, которой могут воспользоваться мошенники;
Не давать никому свой пароль доступа к своему счету через Интернет;
Не предоставлять никому информацию о своем счете, если только Вы не совершаете покупку с использованием этого счета;
Контролируйте пользование дополнительными картами членами Вашей семьи (женой/мужем, ребенком, родителями). Вы несете полную ответственность по всем операциям, произведенным по дополнительным картам.

Что делать, если есть подозрения в мошенничестве
Если Вы подозреваете, что стали жертвой мошенничества, немедленно сообщите об этом в Ваш Банк. Эмитент может аннулировать Вашу карту и выдать Вам новую. Проверьте у Банка, не изменился ли имеющийся у него Ваш адрес.
Если Ваша карта при вас, но незаконные транзакции имели место, сообщите немедленно в Банк в отдел Авторизации.